Open
Close

Условия для самостоятельной двигательной деятельности в доу. Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной активности детей в ДОУ

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в течение дня

«Костанай қаласы әкімдігінің Қостанай қаласы

әкімдігінің білім бөлімінің № 44 бөбекжай бақшасы» МКҚК.

ГККП «Ясли –сад №44 акимата города

Костанай отдела образования акимата города Костанай».

Бубнова.С.В.,

воспитатель первой квалификационной категории

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы воспитатели обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений и физкультурные праздники. Основу для успешного овладения двигательными навыками ребёнок получает на систематических физкультурных занятиях. Однако совершенствование, устойчивость приобретаемых навыков и самостоятельное приобретение их ребёнком в различных условиях жизни не могут осуществляться только путём одних занятий. Чтобы дать детям возможность упражняется и самостоятельно применять навыки в своей деятельности использую в установленном режиме дня различные формы работы.

Помимо ежедневной утренней гимнастики и определённого числа физкультурных занятий в неделю, в течение дня обязательно предусматриваю время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляю возможность детям самостоятельно объединятся и играть или упражняться.

В практике своей деятельности подвижные игры планирую, организую и поощряю в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям отвожу 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Предоставляю в распоряжении детей игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Стараюсь предложить новые сюжетно ролевые игры: ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).

Двигательную среду насыщаю различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности в группе и на участке создаю полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель и т.д.). Использую выносной материал ("Попади в кольцо", «Сбей кеглю», «Кольцебросс»), на асфальте практикую разметку для игры в "Классики". Стараюсь организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Кроме того, в группе имею картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам. На участке предлагаю спортивные игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки, кегли, и т.д.)

Организуя с детьми разнообразные подвижные игры, способствую всестороннему развитию детей, содействую оздоровлению организма, обогащаю жизнь детей новым содержанием, воспитываю их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию планирую на основе обследования, которое проводиться совместно со спорт- инструктором. Разрабатываются индивидуальные маршруты для детей. Индивидуальная работа планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она является естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, не только предлагаю ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и стараюсь вызвать интерес к задаче. В случаях индивидуального обучения ребенок лучше осваивает данное двигательное действие. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

Объединяю детей в небольшие группы при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделяю застенчивых детей в роли ведущих, вовлекаю малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д.

Физкультминутки, пальчиковые игры (кратковременные физические упражнения) очень активно использую в своей работе в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутки провожу в процессе самого занятия, сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Практикую физкультминутку между двумя занятиями, провожу её в виде подвижной игры и упражнений. По возможности при проведении физкультминутки даю доступ к свежему воздуху (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, а если проводилась подвижная игра, непродолжительной ходьбы, напоминаю детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагаю спокойно занять свои места.

Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

В группе детей третьего года жизни подбираю игрушки, стимулирующие самостоятельные первоначальные действия: различные каталки, коляски, автомобили, мячи, шары удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания в воротца и т. д. Из крупных пособий, побуждающих детей к движению, использую горки, лесенки, скамейки, ящики и другие приспособления, на которых дети упражняются в лазанье, подлезании, ползании и т. д.

Для самостоятельной двигательной деятельности детей четвёртого года жизни подбираю двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с программой. Использую для упражнений в бросании и метании мячи различных размеров, мешочки, кольца, разнообразные интересные по конструкции и форме: кольцеброс, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки. Для детей старших групп к концу года вместе со спорт- инструктором вводим игры с элементами спортивных игр - волейбол, баскетбол, городки, бадминтон- подготавливающие детей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторыми простейшими элементами в целях подготовки к школе и занятию спортом.

Большое место в самостоятельной деятельности детей уделяю подвижным играм с правилами; они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей.

Всё указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в циклограмме. Всю многообразную двигательную деятельность детей в течение регулирую и отслеживаю. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка её, соблюдение всего двигательного режима. Стараюсь всегда помочь детям, и в то же время не спешить и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. д.

Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащих основам гигиены нервной системы ребёнка. Поэтому физическое воспитание во всех его компонентах чередую с другими занятиями и деятельностью детей. Соблюдение систематического чередования вызывает положительную реакцию детей и хорошие результаты.

Вся педагогическая работа направлена на то, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру, совершенствовать свои возможности используя разнообразное спортивное и игровое оборудование.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №6 «Солнышко»

Консультация

для воспитателей:

«Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства».

Подготовила: Подольская Е.А

инструктор по физической культуре

« Если ограничить двигательную активность

детей, то недостаточно развитая

двигательная память может атрофироваться,

что приведёт к нарушению условных связей

и снижению психической активности».

П. Ф. Лесгафт.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.

Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

В нашем детском саду большое внимание уделяется физкультурно - оздоровительной работе, в т.ч. и организации двигательного режима. Для этого создаются все условия: спортивный, музыкальный залы, игротека, зоны двигательной активности в групповых комнатах, которые пополняются необходимым оборудованием, в т.ч. и нестандартным. Однако важно отметить, что дети часто не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:

    замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду;

    ограничением двигательной активности на прогулках;

    требованиями (запретами) взрослых: не лезь, не беги и т.д.;

    увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;

    преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, конструктор, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);

    генетической наследственностью (по статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми).

Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, бросать мяч, прыгать через скакалку. Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади.

Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы. Традиционные подвижные игры трудно проводить в групповой комнате, где много мебели, и, кроме того, для таких игр требуется участие нескольких игроков. А если хочется по

играть одному или с двумя друзьями? Надо сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей.

Наблюдая за самостоятельной деятельностью дошкольников, можно определить их индивидуальные предпочтения. Это: постройки из крупного и мелкого строительного материала, сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница».., настольные игры, рисование и раскрашивание.

Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, что приводит к тому, что двигательная активность в помещении значительно ниже нормы.

Для решения этого вопроса предлагается серия игр, учитывающих индивидуальные потребности детей (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих активно двигаться в условиях группы. Игры вводятся в самостоятельную деятельность детей постепенно. Следует изготовить следующие атрибуты для игр:

- квадраты из ленолиума , дерматина 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре;

- «тихий тренажёр» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях, разного цвета от пола и до 1,5 м; силуэты детских ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 шт.) длиной 1 – 1,5 м. для подпрыгивания.

Атрибуты и игры с ними можно использовать на физминутках, в совместной деятельности. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов дают возможность дозировать физическую нагрузку и стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.

Подвижные игры в условиях группы с новым оборудованием спортивного уголка.

1. « Классики».

Цель :

Оборудование : коврики 25х25, разложенные на полу с чередованием: 1ряд – два коврика рядом, 2 ряд – один коврик, 3 ряд – два и т.д.

Ход : Дети прыгают по коврикам, как по классикам.

1 вариант: ноги вместе – ноги врозь.

2 вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две врозь…

3 вариант: ноги скрестно, ноги вместе, ноги скрестно.

2. «Гигантские шаги».

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрёстных движений.

Оборудование: коврики 25х25 раскладываются по кругу на расстоянии большого шага ребёнка.

Ход: Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик(прямые, боковые шаги, на носках, на пятках, спиной вперёд)

3. «Весёлая дорожка».

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, оречевление пространственных отношений, закрепление цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

Оборудование: коврики располагаются по полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход: Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

4. «Займи своё место».

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, оречевление пространственных отношений, закрепление цвета, формы,

Оборудование: Коврики 25х25 располагаются по большому кругу.

Ход: Воспитатель даёт словесное указание игроку:- «встань на коврик с зелёным овалом». После того, как ребёнок выполнил команду, он сам даёт указание следующему игроку, так игра продолжается пока все играющие не займут свои места. по сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу занимают: 1 – свои коврики; 2 – любой коврик. Каждый игрок должен рассказать на каком коврике он стоит.

5. «Достань ягодку».

Цель:

Оборудование: силуэты ладошек на стене, выше их изображение ягодки.

Ход: По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право-лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

6. «Пройди по стенке».

Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.

Оборудование: наклеенные на стене разноцветные полоски от 1до 1,5м, на полу мягкий коврик.

Ход: Дети по очереди ложатся на пол и стараются пройти по дорожке на стене. Начиная от пола постепенно поднимают ноги всё выше, переходя в положение «Свечка».

7. «Допрыгни до полосочки».

Цель: развитие координации, пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Оборудование: Дети строятся в колонну около полосок, наклеенных на высоте вытянутой руки ребёнка.

Ход: Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

8. «Путаница».

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Оборудование : На стене наклеены силуэты ладошек в произвольном порядке.

Ход: Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право-лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

1 вариант: ребёнок играет один и «ходит» руками по стене.

2 вариант: игра в паре «Кто быстрее доберётся до условной метки?» При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами не отрывая рук от стены.

3 вариант: один ребёнок ведущий, он даёт команды другому ребёнку куда идти (правая – красная, левая – зелёная).

В групповых комнатах имеется перечень спортивного оборудования. Для увеличения двигательной активности детей разработаны методические рекомендации по обучению основным видам движений в условиях ограниченного пространства.

Основные виды движений

В результате применения данного оборудования и игр возрастёт интерес детей к подвижным играм, снизится хаотичная спонтанная деятельность, возрастёт продолжительность и интенсивность движений, снизится количество нарушений поведения и число травмоопасных ситуации.

~ ~

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников.

Самостоятельная двигательная деятельность имеет огромное значение для гармоничного развития ребёнка. В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движении, которые ему в данный момент интересны. Ребенок действует в этой деятельности независимо от взрослого. Все это заряжает его положительными эмоциями. Поэтому важно организовать жизнь ребенка так, чтобы самостоятельная двигательная деятельность составляла не менее 2/3 его общей двигательной активности. На проявление самостоятельной двигательной деятельности влияют различные факты:

  • Личный двигательный опыт ребенка
  • Степень развития самостоятельности
  • Самочувствие
  • Интерес
  • Время суток
  • Климатические и гигиенические условия
  • Наличие физкультурно-игровой среды

Показателями успешности хорошо организованной самостоятельной двигательной деятельности являются:

  • Достаточный объем двигательной активности (по шагомеру)
  • Продолжительность
  • Разнообразие использованных двигательных умений
  • Хорошее настроение
  • Положительные отношения между детьми
  • Достаточное количество речевых реакций

Наблюдая за детьми можно выделить 3 уровня такой активности.

Дети с низким уровнем развития самостоятельной двигательной деятельности могут активно выполнять физические упражнения только вместе с взрослым. У них важно вызвать интерес, желание повторить движения без помощи взрослого. Решению этой задачи помогут следующие приемы:

  • Выполнение упражнения вместе с взрослым
  • Самостоятельное выполнение после показа
  • Расстановка с ребенком необходимых пособий, снарядов вызывая у него желание их опробовать
  • Особые задания, например «Покажи, как ты умеешь играть с мячиком»
  • И др.

Дети со средним уровнем развития самостоятельной двигательной активности способны выполнять знакомые движения в знакомой обстановке при условии напоминания, узнавания ситуаций по расположению пособий. Такие дети готовы действовать не только по одному, но и вдвоем, и маленькой подгруппой. Эти дети с удовольствием помогут разложить пособия, предложат другим детям побегать и попрыгать с ними.

Дети с высоким уровнем проявления самостоятельности в двигательной деятельности умеют уже самостоятельно выбирать, расставлять пособия, выполнять освоенные движения в незнакомой обстановке и с новым оборудованием. У этих детей ярко выражена потребность в оценке своих действий взрослым: « Посмотрите, как я умею!» Такие дети с удовольствием вступают в общение с взрослым.

Поддерживать самостоятельную двигательную деятельность детей может физкультурно-игровая среда. Благодаря ей, дети получают огромное удовольствие от взаимодействия с различными предметами, приобретает уникальный двигательный опыт. Далеко не всегда прямое обучение ведет к лучшему овладению движениями. Самостоятельная деятельность в хорошо организованной физкультурно-игровой среде может привести к лучшему результату.

В связи с этим не надо тормозить их самостоятельность в двигательной деятельности. Следует поддерживать, поощрять, стимулировать ее. Для этого необходимо выделить достаточное место для движений детей с учетом их:

  • Интересов
  • Пола
  • Уровня двигательной активности
  • Двигательного опыта
  • Степени самостоятельности

Важно, чтобы пособий было достаточно, и они были разнообразны. Разнообразие предметов не только вызовет интерес к движениям, но и предупредит развитие однообразных двигательных стереотипов.

Дети в самостоятельной деятельности очень любят бегать. Однако чрезмерно продолжительный бег ведет к перевозбуждению нервной системы, переутомлению. Задача взрослого в этом случае подсказать детям, что еще можно делать кроме бега.

Важное условие успешной организации самостоятельной двигательной деятельности детей – это выделение для этого специального времени в режиме дня. Наиболее подходяще время для этого:

  • Утренний прием
  • До и между занятиями
  • На прогулке
  • После сна в вечернее время

Чтобы дети были активны в самостоятельной двигательной деятельности, педагог должен помнить о специальных приемах:

  • Наблюдать за детьми, видеть их всех, своевременно оказывать необходимую помощь
  • Привлекать детей к размещению пособий в группе, на участке, стимулируя тем самым желание выполнять движения
  • Поощрять действия детей, хвалить их, снимая тем самым напряжение, скованность
  • Предлагать детям пособия, соответствующие их опыту
  • Менять расположение пособий
  • При знакомстве с новым пособием показывать разные способы действий с ним
  • Включаться периодически в совместные игры с детьми, вызывая тем самым дополнительный интерес
  • Строить с детьми элементарные «полосы препятствий», используя для этого пособия, снаряды, мебель. Учить детей по-разному преодолевать их
  • Использовать специфические приемы руководства двигательной деятельностью детей с разным уровнем двигательной активности

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".

Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

Для повышения интереса к движениям можно продумать обозначения-значки ("серебряный", "бронзовый", "золотой") и обозначить показатели этих нормативов (например, для получения "серебряного" значка необходимо отжаться 7-10 раз, а для "золотого" - 10-20 раз). Размещаются карточки-нормативы на каждого ребёнка на наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя дети режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке.

Дети с низким уровнем двигательной активности

Причинами низкой двигательной активности могут быть:

  • Отклонения в состоянии здоровья
  • Недостаточный или избыточный вес
  • Неудовлетворительный психологический климат
  • Однородность. Бедность развивающей среды
  • Систематические запреты взрослых, в результате которых сформировался малоподвижный тип поведения.

Малоподвижные дети затрудняются найти пространство для игр, стараются уйти в сторону, выбирают малоактивные движения. Эффективным способом повышения двигательной активности такого ребенка может стать игра. Важно показать ему в игровой форме простые движения не требующие точности, предложить вместе со взрослым или с кем-то из детей « поучить» игрушку, куклу, повторить то же движение но с другим предметом. При этом не следует добиваться технически точного выполнения движения. На начальном этапе главное вызвать у ребенка интерес, желание выполнять те или иные действия. Обязательно необходимо активно поддерживать попытки ребенка. Периодически необходимо давать возможность детям действовать с предметами (мячи, ленты, обручи, скакалки) так, как они хотят. Если такие ситуации повторять регулярно, то многие дети сами без всякого побуждения постепенно овладеют некоторыми сложными движениями.

Активизации основных движений (бегу, прыжкам и др.) важно уделять особое внимание. Не надо бояться, что дети при этом утомятся. Они не устанут если:

  • Часто меняют движения
  • Темп выполнения
  • Амплитуду
  • Место выполнения

Такая деятельность обеспечит активный отдых, снимет утомление, активизирует психически процессы (внимание, память).

Дети с высоким уровнем двигательной активности

Они находят возможность двигаться в любых условиях, предпочитая бег, прыжки, избегая движений, требующих большой точности. Эти дети как бы не успевают вникнуть в суть упражнения, их движения импульсивны, эмоциональны. Большая двигательная активность создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, что может привести к отклонениям в сердечнососудистой системе. Такие дети подвержены простудным заболеваниям. Кроме того, физическое переутомление приводит к умственной утомляемости. Они могут выполнять задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большое количество ошибок. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем нервной системы, поэтому такие дети могут попадать в конфликтные ситуации.

У гиперактивных детей двигательная активность, не имеющая определенной направленности, составляет около 50%. Они отличаются расторможенностью, агрессивностью, крикливостью, им трудно переключиться на спокойные движения, требующие устойчивого внимания.

Сдерживать, ограничивать в движениях таких детей нельзя! Взрослый должен не запрещать движения, а регулировать их интенсивность. Необходимо подбирать движения требующие:

  • Сосредоточенности
  • Внимания
  • Точности
  • Сюжет должен сделать движение более осмысленным (не просто бег, а «езда на машине» по разным дорогам, соблюдая дорожные правила).

Дети со средним, нормальным, уровнем подвижности

Эти дети, при правильно организованной самостоятельной деятельности активны. Движения их хорошо развиты, двигательная активность саморегулируется, не требуя особого внимания со стороны взрослых. Они как правило имеют нормальную массу тела, редко болеют и хорошо усваивают учебный материал.

Зная специфику каждого ребенка, педагог направляет их самостоятельную двигательную активность в правильном направлении, что помогает их всестороннему, гармоничному развитию.

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного ребёнка в группе.

Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.


Самостоятельная двигательная деятельность детей

в условиях групповой комнаты

Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объёму, так и по интенсивности. Однообразным становится и её содержание.

Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере. Феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который наблюдал Л.С. Выготский у своих современников, связан «с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно остановимся на характеристике условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах.


Младший возраст

Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении!

Первая задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазанье по лестнице-стремянке и др.

В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря:


  • доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см);

  • гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см);

  • доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см);

  • две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см);

  • два куба (ребро 25-30 см);

  • ящики для влезания (высота 20,15 и 10 см, ширина и длина соответственно 50, 47 и 44 см);

  • лесенка-стремянка (высота 1,5 м);

  • мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) – по пять каждого размера;

  • один-два надувных мяча (диаметр 40 см);

  • игрушки-каталки (по два комплекта разных видов);

  • бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см);

  • оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);

  • крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх);

  • шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм);

  • погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки – по количеству детей;

  • четыре гимнастические палки (длина 75-80 см);

  • гимнастический шест (длина 1,8-2 м).
Оптимальным для развития двигательной сферы ребёнка является многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Интересно и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы».

Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан проверять устойчивость и надёжность оборудования. Особенно это касается качелей, горок, лесенок, которые используются только со страховкой взрослого.

Вторая задача – правильно разместить физкультурно-игровое оборудование. Часто воспитатели, стремясь к зонированию игрового помещения, располагают инвентарь в каком-то определённом безопасном месте (в ящике, коробе, на стеллаже и пр.). Считаем, что это не совсем целесообразно по следующим причинам.

Во-первых, поведение детей непроизвольно и ситуативно. Постигая азы движений, они изучают свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону их внимания. Например, музыкальный молоточек будет интересен ребёнку до тех пор, пока он не заметит вращающийся надувной мяч, укреплённый на потолке. Случайно наткнувшись на ящик с колечками, ребёнок попытается в него влезть, а обнаружив здесь детали пирамидки, – собрать конструкцию.

Во-вторых, дети в возрасте двух-трёх лет всегда подражают сверстникам. Поэтому, увидев, как увлечённо играет другой ребёнок с мячом или задорно бегает с игрушкой-каталкой по групповой комнате, он обязательно захочет последовать его примеру.

Физкультурный снаряд для ребёнка – основа для изучения способов его применения. Расположите оборудование и мелкий инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах, смоделировав траекторию и характер движений детей. Постарайтесь, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в поисках нужного ему предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нём.

Создание игровых ситуаций («мишка, сидящий на каталке», «котёнок, застрявший на верхней перекладине лесенки-стремянки», «машинка, расположившаяся под дугой-гаражом», «зайчик, сидящий на ребристой доске») будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками.

Конечно, нет необходимости превращать игровую комнату в склад оборудования. Однако важно, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты, а раз или два в неделю меняйте его местоположение, объединяя несколько предметов в единую полосу препятствий.

Таким образом, в первой и второй младших группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Всё помещение должно представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждый ребёнок может удовлетворить свою потребность в движении, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.
Средняя группа

По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности. Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности.

Поскольку физкультурные занятия в средней группе проводятся в зале, нет необходимости содержать весь инвентарь в групповой комнате. Для самостоятельных занятий детей рекомендуем оборудовать специальный физкультурный уголок. Оптимальное место для таких занятий – площадка, удалённая от окон, шкафов, уголка живой природы. Ниши, полочки, крючки, ящики, тележки и другие варианты размещения инвентаря должны отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а само оборудование – принципу целесообразности. Например, игру «Дартс» следует расположить на уровне глаз ребёнка, массажёры для стоп – в нише на полу и т.п. Физкультурный уголок должен логично вписаться в интерьер комнаты, гармонируя с ним по колориту и стилю.

При подборе физкультурного оборудования необходимо также исходить из возможности организации двигательной деятельности детей на ограниченной площади индивидуально и небольшими группами.

Теперь поговорим о подборе инвентаря. Целесообразно разместить оборудование, которое поможет закрепить двигательные навыки, приобретённые детьми на занятиях. Однако часть инвентаря (лестница, дуги, скамейки и пр.) слишком громоздка, использование других пособий (гимнастические палки, мячи) небезопасно без контроля педагога. Подобный инвентарь целесообразно разместить на участке и использовать во время прогулки.

Универсальным является специально предназначенное для групповой комнаты физкультурно-игровое оборудование – малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью:


  • кегли (один-два набора);


  • ракетки с мячиками на липучках;

  • напольные и подвесные кольцебросы;


  • поролоновые и матерчатые мячи;

  • две-три скакалки, шнур;

  • султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели (по два-три набора);

  • два-три мешочка весом 200 г;

  • два-три обруча;

  • бубен, музыкальный молоточек;

  • оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.).
Если в младших группах дети постигали азы движений и исследовали возможности использования каждого предмета, то теперь они стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный. Иными словами, дети начинают осваивать правильную технику движений.

Удовлетворяя детскую любознательность, мы можем стимулировать развитие творчества, самостоятельности, инициативы. С этой целью варьируйте местоположение оборудования, периодически на две-три недели убирайте то, которое наскучило детям. Оживляйте уголок яркими иллюстрациями, тематическими картинками.


Старший дошкольный возраст

Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными.

Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

Оборудование физкультурного уголка

В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и гибкость (5-6 лет), выносливость (б лет), глазомер и координация движений (6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей.

Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.

Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и др.). Например, после физкультурного праздника или олимпиады в уголок можно поместить вымпел, кубок, фотографии участников; после туристической прогулки – рисунки детей, отражающие их впечатления, а также поделки из природного материала. Здесь же можно расположить тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов; в специально отведённом месте (ниша, откидной стол) расставить настольные спортивные игры (баскетбол, хоккей, шашки и др.).

Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр.

В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажёрные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и др.

В-четвёртых, вариантом оборудования уголка может быть готовый мини-стадион или физкультурный комплекс. Снаряды при этом располагаются в виде «гимнастического дерева», чтобы с одного снаряда можно было перелезть на два соседних. Базовыми для разнообразных комбинаций на снарядах являются следующие движения: вис (перекладина, кольца и трапеции), прыжки, вращения (поясной лопинг), качание (съёмная груша-качалка, качели и вертикальные лианы-качели), катание (комнатная горка), равновесие (наклонная треугольная лесенка) и лазанье (все перечисленные выше снаряды).

Под всеми снарядами натягивается батут или размещается мат, который и страхует, и обеспечивает амортизацию при соскоке.

Для того чтобы мини-стадион пользовался популярностью, занятиям можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что детей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белки, обезьяны, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный педагогом или навеянный сказкой, мультфильмом, дети с удовольствием окликаются на предложение залезть на верхушку дерева, сделать запас орехов, достать бананы с верхней ветки и т.п. Снаряды можно украсить и разнообразить самодельными атрибутами. Это будет поддерживать интерес детей к. выполнению гимнастических упражнений.

Организация самостоятельных занятий на таком мини-стадионе возможна при соблюдении следующих условий: периодической проверки конструкций на прочность и устойчивость креплений; обучении детей безопасным приёмам выполнения упражнении, способам перелезания со снаряда на снаряд; закреплении техники самостраховки; выполнении упражнений в спортивной обуви или босиком; обеспечении страховки воспитателем.

Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:


  • игра «Городки» (из пластмассы);

  • ракетки и мячи для пинг-понга (два набора);

  • кегли (один-два набора);

  • малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;

  • игра «Дартс» (с шариками на липучках);

  • кольцеброс;

  • один-два резиновых эспандера;

  • два диска «Здоровье»;

  • беговая мини-дорожка;

  • ролик-трекол;

  • две-три скакалки и резинки;

  • султанчики, ленточки, косички;

  • бубен;

  • два-три обруча;

  • настольные спортивные игры;

  • тренажёры (ножные, ручные);

  • массажёры (ножные, ручные).
Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений.

Перечень оборудования составлен с учётом предпочтений и мальчиков, и девочек.

Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Физическое развитие ребенка, состояние его здоровья, двигательная подготовленность зависят от тех условий, в которых он живет, и предложенного общего режима, неотъемлемой частью которого является двигательный режим. В его содержание входят комплекс организационных форм физической культуры (занятие, утренняя гимнастика, физкультминутки и др.), который используется в педагогическом процессе дошкольного заведения, и самостоятельная двигательная деятельность детей.

Ребенку свойственная потребность в движениях. В раннем возрасте она происходит в связи с предметной деятельностью, а позже реализуется в многообразных играх, выполнении физических упражнений и посильном труде.

Самостоятельная двигательная активность занимает у малышей половину времени от общей их деятельности на протяжении пребывания в детском саду. Кроме того, она менее всего утомляет детей по отношению ко всем формам двигательной деятельности.

На повышение двигательной активности малышей в самостоятельных играх и упражнениях влияет правильное размещение оборудования, игрушек и пособий, новизна игрового материала, достаточная площадь для игр. Желательно, чтобы в групповой комнате для детей двух-трёх лет была гимнастическая стенка (один-два пролета), лесенка- стремянка, гимнастическая лава, кубы, мячи, обручи, разные игрушки (автомобили, тележки), которые стимулируют многообразную двигательную деятельность детей. Они размещаются с таким расчетом, чтобы способствовать возникновению двигательного творчества малышей, закреплению приобретенных умений и навыков.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает постоянное наблюдение воспитателя за детьми и своевременное переключение их на другой вид деятельности. Необходимо побуждать детей делать самим все то, что им по силам, приучать их к правильному выполнению движений в бытовой деятельности, во время игр и на прогулке. Учитывая быструю утомляемость малышей от однообразных движений и поз, их неумение целесообразно регулировать свою деятельность, необходимо следить за изменением движений в чередовании с кратковременным отдыхом.

Начиная со второй младшей группы, вызывать двигательную активность у детей помогает создание благоприятных окружающих условий. Если в групповой комнате или на площадке есть интересные двигательные игрушки, мелкий физкультурный инвентарь (мячи, обручи, скакалки и др.) и установленные соответствующее оборудование, все это стимулирует активность дошкольников. В групповых комнатах оборудуют физкультурный уголок, в котором устанавливают детские тренажеры, лесенку, канат или шест. Они дают возможность закреплять умения и навыки в лазании, равновесии, развивать физические качества (ловкость, силу, выносливость и др.).

Повышение двигательной активности дошкольников достигается, прежде всего, поощрением их к индивидуальным играм с мячами, игрушками, а также повышение подвижности детей в сюжетно-ролевых играх. Однако самое существенное значение для создания полноценного двигательного режима имеют подвижные игры, которые организуются воспитателем, и многообразные самостоятельные игры, а также упражнения и игры спортивного характера, которые выполняются детьми во время прогулок.

Успешная организация самостоятельной двигательной деятельности детей зависит от их физической подготовленности и имеющегося двигательного опыта. Потому во время прогулок ее целесообразно направлять на усовершенствование движений и повторения игр, которые уже знакомы детям. Повышение двигательной активности во время игр способствует и общение детей.

Игры, в которых они принимают участие подгруппой, более длительные и подвижные, чем индивидуальные игры.

Основные условия повышения двигательной активности детей в играх (по мнению Е.А. Тимофеевой) такие:

1) правильный подбор игрушек, достаточное количество двигательных игрушек, удобное их размещение для игр, новизна игрового материала;

2) своевременная помощь ребенку в выборе игрушки, сюжета и содержания игры, особенно при переходе от одного режимного момента к другому;

3) обогащение двигательных навыков детей в процессе игры с разными игрушками и предметами;

4) организация активного общения детей в играх.

Прогулка - наиболее благоприятное время для проведения многообразных физических упражнений и подвижных игр. Средства физического воспитания подбираются с учетом периода года и погодных условий; рационального использования оборудования и физкультурного инвентаря на площадке; активизации самостоятельности детей, создания у них позитивных эмоций, стимулирования индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Во всех возрастных группах на протяжении дня проводится 4-5 подвижных игр, а летом - 5-6. Одна из них планируется на площадке утром во время утреннего приема детей. В основном это игра средней подвижности, которая была раньше разучена с детьми. В это время также можно предложить отдельным детям тренировку с мячом, попрыгать со скакалкой (старшие дети). Следует поощрять тех детей, которые проявляют самостоятельность, по собственной инициативе повторить упражнения, которые им нравятся. Общая длительность выполнения упражнений и участия в играх во время приема для дошкольников разных возрастных групп от 15 до 20 минут.

Каждую неделю с детьми разучивают одну подвижную игру, которая повторяется на протяжении месяца четыре-шесть раз в зависимости от сложности ее содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 8-10 подвижных игр, которые были разучены раньше.

Со старшими детьми следует чаще проводить игры спортивного характера и эстафеты. Кроме подвижных игр, необходимо широко применять многообразные упражнения в основных движениях: бег в разном темпе, прыжки, метания предметов в цель и на дальность, лазание по гимнастической стенке, упражнения в равновесии и др.

При подборе игр и физических упражнений на протяжении дня следует учитывать соотношение программного материала, который планируется на занятии по физической культуре (как в зале, так и на площадке), с ежедневными упражнениями и играми, которые выполняются детьми во время утренней и вечерней прогулок. Применяя эти средства, учитывают период года и погодные условия. В теплый период (летом, май и сентябрь) реальные для выполнения практически все основные движения, а также игры, где преобладает бег и метание, игры-эстафеты.

Осенью и ранней весной в содержание прогулок вводят многообразные упражнения на равновесие, с мячами, обручами, скакалками, подвижными игрушками. Их можно организовывать в ненастную погоду на веранде или под навесом.

Зимой планируют ходьбу по бревну, снежным валам, метание в цель и др., катание на санях, лыжах и коньках. В любое время года во время прогулок широко применяются подвижные игры.

Если позволяют погодные условия, с целью закрепления и усовершенствования навыков в основных движениях, развитии ловкости и скорости, начиная со средней группы, детям предлагают выполнение упражнений в определенной последовательности, используя полосу «препятствий» (бревно, дуги, обруч для пролезания, ходьба по закопанным в землю автомобильным покрышкам и др.). Поскольку названные упражнения уже изучались детьми во время занятий, то выполнение их на полосе «препятствий» не вызывает особенных сложностей у детей.

Значительное место на прогулке отводится упражнениям спортивного характера, которые планируют в зависимости от периода года (зимой - катание на санях, скольжение на ледовых дорожках; ходьба на лыжах; весной и летом - катание на велосипеде или самокате, роликовых коньках). Регулярно внедряя их во время прогулок, можно существенно активизировать двигательную деятельность детей, особенно в неблагоприятных погодных условиях (низкая температура, снег).

На ряду с упражнениями спортивного характера, старшим детям предлагают игры с элементами спорта: баскетбол, футбол, городки, бадминтон, настольный теннис, хоккей с мячом (в теплый период года) и хоккей с шайбой без коньков (зимой). Обучение упражнениям спортивного характера и элементам большинства спортивных игр проводится во время занятий физической культурой, а закрепляются они в процессе прогулок.

Важным моментом в подборе игр и упражнений во время прогулок является чередование физической нагрузки с отдыхом, более интенсивных физических упражнений с менее подвижными. Например, если дети средней группы упражнялись в метании мешочков с песком в цель или прокатывали мяч друг другу, им после этого упражнения предлагают игру с бегом «У медведя во бору» или «Найди себе пару».

При проведении игр и упражнений следует применять разные способы организации детей. Так, подвижные игры воспитатель проводит со всей группой. Каждая игра повторяется 3-5 раз. В упражнениях спортивного характера принимают участие также все дети. В некоторых играх (городки, настольный теннис, серсо) и упражнениях (катание на велосипеде, прыжки со скакалкой и др.) принимают участие несколько детей, которые имеют желание поупражняться в них.

Пытаясь обогатить прогулки подвижными играми и физическими упражнениями, нужно помнить, что двигательную активность детей в конце прогулки следует снижать. Поэтому независимо от содержания утренней прогулки за 10-15 минут до ее окончания подвижность детей ограничивается. Этим обеспечивается спокойный переход их к обеду и дневному сну.

Необходимо целесообразно распределять двигательную активность детей на протяжении пребывания их в дошкольном заведении. В особенном внимании нуждается вторая половина дня, когда часто проводятся малоподвижные и спокойные виды деятельности у дошкольников. Потому на вечерней прогулке следует применить более динамические средства физической культуры (основные движения, упражнения спортивного характера, игры, эстафеты).

В руководстве двигательной деятельностью детей во время прогулки (по рекомендации М.О. Руновой) можно выделить два этапа.

Сначала воспитатель выясняет у ребенка интересы к играм и упражнениям, взаимоотношения со сверстниками, обнаруживает его двигательную подготовленность. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игры и упражнений, физкультурных пособий. На этом этапе применяются такие методы и приемы: общее выполнение упражнений ребенка со своими сверстниками, объяснение и показ более сложных элементов движений, поощрения. Основным направлением в руководстве двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение их многообразными движениями.

На втором этапе осуществляется более интенсивное влияние воспитателя на двигательную активность детей. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая содействует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных и возбудимых детей направляют на выполнение упражнений, которые требуют от них точности движений (метание в цель, упражнения в равновесии), они сдерживают их от значительной подвижности и способствуют формированию внимания. Индивидуальный подход к детям разных возрастных групп должен применяться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам физических упражнений.

Воспитателю нужно хорошо знать состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, особенности поведения и другие показатели индивидуального развития ребенка. В процессе самостоятельной двигательной деятельности дети в основном сами регулируют физическую нагрузку, заменяя более интенсивные движения менее интенсивными и при необходимости делают паузы. Однако следует наблюдать за состоянием самочувствия детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью.

Индивидуальная работа должна также направляться на активизацию малоподвижных детей, улучшения физической и двигательной подготовленности более слабых дошкольников. Учитывая индивидуальные особенности детей, воспитатель одним из них оказывает помощь в исполнении упражнений, а другим напоминает, как их делать, подбадривает и оценивает двигательные действия. Некоторым детям предлагает отдохнуть, предупреждая их усталость и слишком большой перегрев от двигательной деятельности.

В особенном подходе нуждаются дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных болезней. Следует посоветоваться с врачом, какие упражнения им можно выполнять и в каких играх активно участвовать. Постепенно этим детям предлагают более интенсивные движения и динамические игры.

Нужно следить, чтобы дети чаще упражнялись в тех способах выполнения движений, которыми они владеют хуже. Поддерживать желание ребенка помогать своим сверстникам овладеть тяжелым для них упражнением. Например, в старших группах - прыжки со скакалкой, броски баскетбольного мяча в корзину и др.

Таким образом, самостоятельная двигательная деятельность имеет исключительное; значение для формирования у ребенка привычки и потребности в систематическом выполнении физических упражнений и влияет на всестороннее его развитие. Наряду с закреплением и усовершенствованием разных двигательных действий у детей формируется чувство коллективизма, воспитывается общительность, доброжелательность к своим товарищам, уверенность в своих силах.